 | DASFEST |
| | | |
| |  |
Маноло Нуньес Яновский: "Мои здания никогда не
состарятся, потому что они не модные"

Маноло Нуньес Яновский – испанский архитектор мирового масштаба, родился в Самарканде и провел отроческие годы в Одессе. Вернувшийся вновь этим летом в Южную Пальмиру с деловым визитом, автор многочисленных архитектурных произведений, покоряющих своей выразительностью и скульптурной пластикой, необыкновенной игрой образов и пространств, любезно согласился ответить на наши вопросы.
О биографии этого уникального человека сделаны многочисленные публикации, однако все так же остается загадкой его творческий метод, свой особый взгляд на построение архитектурных объектов, ансамблей, порождающий удивительные архитектурные спектакли.
И здесь немаловажную роль сыграли, в свою очередь, Одесский оперный театр, куда мама-одесситка водила маленького Маноло, «посвящая в прекрасное», и обучение в школе драматического искусства на режиссерском отделении в Барселоне, собственный опыт актера и театрального постановщика ( в 1973 году Маноло Нуньес был внесен в энциклопедию Каталонского театра как самый молодой талантливый театральный деятель Испании), а также пристальный интерес к культуре древних цивилизаций (факультет истории и археологии в Центральном университете Барселоны).
Богатая традициями и переплетениями семейная история, обширная география творческого приложения (объекты Маноло Нуньеса реализованы во Франции, Испании, Бельгии, Германии, Голландии, Казахстане, Туркменистане, России, Южной Корее, Аргентине, Алжире), дружба с такими людьми как Сальвадор Дали, Рикардо Бофиль, Сергей Параджанов, дает нам представление о личности необыкновенно одаренной, богатой своим внутренним построением, настойчиво реализующей свой талант в ежедневной работе, четком понимании своей задачи как архитектора, как гражданина, как человека.
- Насколько для вас важна связь между архитектурой и скульптурой?
- Да. Скульптура – это микроархитектура, аритектура – это макроскульптура.
- Корни. Есть ли какая-то национальность, к которой вы себя относите?
- Я родился испанцем в Самарканде, меня воспитали как испанца. Мне предлагали другие национальности, но я по сегодняшний день остаюсь испанцем. И я надеюсь умереть испанцем.
- Ваши здания вызывают ассоциации с древними городами. Как вы думаете, может ли архитектура стареть?
- Да. Модная архитектура – она стареет. Мои здания – они не будут стареть никогда, потому что ни не модные. Мои здания вызывают ассоциации с городом, потому что я строю углы города, строю со стороны перспектив города, строю силуэт города, фасады домов города и остальных составных города. А город – это понятие древнее.
- Что вдохновляет вас?
- Красота. Ее поиск, потребление и , конечно, воссторжение ею, творческий восторг. Поиски красоты - это даже не энергия, это провокация, приглашение на ее потребление. Это и есть самый сильный наркотик.
- Следите ли за современным искусством и есть ли у вас любимые художники?
- Да. Все современные художники. Потому что это замечательный базар, ярмарка, по которой я иногда прогуливаюсь – будь это Москва, Париж, Барселона, Одесса, Киев… Сегодня искусство покинуло храм, сегодня искусство живет на базаре, я являюсь одним из ярых потребителей этой новой мировой феноменологии. Я жду того момента, когда искусство снова вернется в храм.
- Над чем сейчас работаете?
- Над проектом духовно-культурного православного центра в Париже.

- Какой вы видите архитектуру будущего?
- Так как нет проекта будущего, в этом будущем нет архитектуры. Для того, чтоб было будущее, нужен бюджет. Так как никакая мировая организация не выделяет бюджета на будущее планеты, а строительство и архитектура являются одними из главных двигателей мировой экономики (так же как туризм, вооружение) – не будет ни будущего, ни архитектуры.
- Нравится ли вам Киев, его архитектура?
- Я очень люблю морфологию Киева, она мне очень напоминает Рим, и своим Киевским друзьям всегда рассказываю, насколько Киев мне напоминает Рим. И это частично из-за того, что Киев расположен на холмах, как и Рим, и эта типология города производит замечательный спектакль, когда человек, будучи в городе, смотрит на город: не на улицу как составную города, но на куски города, его пейзаж. Что мне не нрав в Киеве – это современная архитектура, которая, помимо того что она разрушила замечательную традиционную киевскую архитектуру, она ничего не добавила, - смотря на количество зданий, которые были построены за последние 20 лет. Так как у Украины нет проекта, у Киевской области нет проекта, у Киева нет проекта, нет проекта общества, заказа на будущее Украины и Киева - не может быть архитектуры.
- Следите ли за работами молодых архитекторов? Есть ли какие-то советы, которые вы можете им дать?
- Да, я смотрю публикации, очень радуюсь, когда появляются молодые ребята, которые предлагают замечательные вещи, но в основном ландшафтные, макроурбанистические и фантастические. Потому что прежде всего я ценю в молодых архитекторах их способности быть творческими. Меня очень беспокоит констатировать в новом поколении архитекторов Украины и всего мира – полное отсутствие политической ответственности.
Все они действуют в рыночной системе, и каждый мечтает, что он его продаст (свой проект) когда-нибудь кому-нибудь за большие деньги. И в подтверждение этого – встречи с молодыми украинскими архитекторами: первое, что они меня спрашивают – сколько я им плачу. А как ты знаешь, сколько я тебе плачу, если еще не знаешь что я от тебя хочу, что я тебе закажу? Это значит, что они стараются навесить на себя ярлык себестоимости.
Совет – срочно политизироваться или срочно мобилизоваться вокруг традиционных и новых идеологий. Без политики и без людей, которые участвуют в политических процессах, не может быть полиса, не может быть города, не может быть государства.
- Как вы считаете, есть ли у архитектора какая-то глобальная миссия?
- Да. Научиться думать глобально. Думать, мыслить, воображать и действовать глобально.
Официальный сайт архитектора Маноло Нуньеса Яновского www.sadesarl.com/mny/mny.htm
Больше о работах архитектора можно посмотреть здесь
СПЕЦИАЛЬНО ДЛЯ DASFEST и ARCHITECTOR.UA
Ирина Лузина, Юлия Супрунович
|
|
| |
| |
|