DASFEST
Главная / Main
Конкурсы / Competitions
Must See
Интервью / Interview
Фестиваль / Festival
Контакты / Contacts
Пресса о нас / Press about us
Партнеры / Partners
LUXURY ARCHITECTURE /
ENVIRONMENTAL DESIGN / ДИЗАЙН СРЕДЫ
LIGHTNING DESIGN/ СВЕТОДИЗАЙН
CITY & LANDSCAPE / ГОРОД И ЛАНДШАФТ
URBANISM / УРБАНИЗМ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
OBJECT DESIGN / ДИЗАЙН ОБЪЕКТОВ
ART & VISUAL ART / ИСКУССТВО
TECHNOLOGIES / ТЕХНОЛОГИИ
MATERIALS / МАТЕРИАЛЫ
REED IT / ПОЧИТАТЬ
Whatever happened to Urbanism?
Whatever happened to Urbanism?

What Ever Happened to Urbanism? / Rem Koolhaas



Плюрализм, без сомнения, можно с уверенностью назвать главным «трендом» современной культуры. «Всеядность» как принцип мировосприятия — неизменный атрибут человека новейшей истории. Колоссальные финансовые, человеческие, энерго-информационные ресурсы затрачиваются на создание и развитие механизмов, популяризирующих данную концепцию в массы. Вместе с тем, полагать, что описанные процессы происходят где-то и с кем-то, но не снами, по меньшей мере, опрометчиво. Одно из наиболее ярких доказательств этому — то, во что превратился современный город.

    Именно критическому анализу проблемы трансформации постмодернистского города и вопросу утраты урбанистикой - профессией, призванной изучать городские процессы, - своей коррелирующей функции посвящена работа одного из наиболее влиятельных на сегодняшний день архитектора, теоретика, урбаниста и публициста Рэма Колхааса «Что же случилось с урбанизмом?» (Текст был опубликован автором совместно с Брюсом Мау в книге «S, M, L, XL” (Моничелли Пресс, Нью-Йорк, 1995, ст. 959-971)). Как и книга в целом, данный текст — манифест утопии под названием «современная цивилизация». Город - венец развития человеческого общества - рассматривается Колхаасом в контексте господствующей сегодня «эстетики хаоса» - «нашего» хаоса [1]. В этой системе смысловых и ценностных координат больше нет места порядку, планированию, организованности, структурированности в классическом понимании данных категорий. Движение к «неопределенности», неприятие любого рода границ и тотальная либерализация социокультурной сферы человеческих взаимоотношений привели к смерти урбанистики как профессиональной деятельности по изучению и проектированию «городского».

    Ей на смену пришла «сверхархитектура», воплощающая концепцию bigness – «крупных форм» [2], олицетворяющих нигилистическое отношение к городской среде как к контексту, непосредственно влияющему на процессы формирования и аннигиляции определенных моделей общественных, культурных, экономических, политических отношений в городах «прошлого». Анонимные, не смотря на свою часто «кричащую» форму, эти монументы-детища сверхархитектуры заполонили урбанистическое пространство городов по всему земному шару. Рэм Колхаас связывает паразитарное распространение идеи bigness-форм с демографическим взрывом, произошедшим в середине прошлого века. Резкое увеличение населения земли, явившего феномен нового «общества потребления», в корне изменило восприятие функций классического города, породив вместе с тем, множество «прогрессивных» урбанистических утопий, призванных создать идеальную схему развития современных городов. Однако, ни модернистская модель города-машины, ни постмодернистская концепция ироничного переосмысления классического города не смогли предложить жизнеспособные схемы сохранения «городского» как базовой цивилизационной ценности. Сверархитектура, настойчиво стремящаяся занять место уходящей в прошлое урбанистики, по мнению Колхааса, в сути своей — продукт массового потребления, один из символов эпохи. Задавая в городской структуре гипермасштаб она, тем не менее, неспособна решать задачу создания  моделей гуманной урбанистической среды.

    Таким образом, попытка алгоритмизировать процесс управления развитием города привел к ситуации, в которой урбанисты и архитекторы превратились в заложников цифровых технологий и систем программирования. Казалось бы, компьютерная рационализация регулирующих механизмов урбанистики должна была привести к ее большей структуризации и расширению потенциальных возможностей. Но вместо этого, как считает Колхаас, профессиональная элита разработала только еще один способ бессильной критики, граничащей с отчаяньем осознания математической неотвратимости тотального краха урбанизма. «Специалисты по городу стали подобны шахматистам, проигравшим компьютерам» [1].

    Единственно возможный выход из сложившейся ситуации автор видит в коренном переосмыслении отношения к городу со стороны профессионалов, участвующих в его созидании (архитекторов, урбанистов, планировщиков, урбан-дизайнеров). Вместо панического отрицания и деструктивной критики современного города, Рэм Колхаас предлагает занять принципиально иную позицию, акцентируя первостепенную важность данного вопроса. Его вывод – на грани с философским учением – предполагает формирование отношения к городу с позиции чуткого наблюдателя, способного коррелировать его развитие, не претендуя на тотальность этого процесса. Основным механизмов взаимодействия с «новым городом» в концепции Колхааса является осознанное приятие его динамичности как первичного свойства и процессов, связанных с ней.

    Эпатажность авторской манеры, актуальность рассматриваемых проблем и тонкое чувство потенциально возможных путей нахождения необходимых решений превращают работу Колхааса «Что же случилось с урбанизмом?» в захватывающий рассказ о современной реальности, граничащий с футуристической утопией. Автор перемещает проблему трансформации знакомого нам города в сферу публичного, предлагая каждому из нас, в независимости от профессиональных, религиозных, политических взглядов, осознать необходимость переосмысления сложившихся взаимоотношений с ним. «Ведь больше, чем когда-либо, город – все, что у нас есть» [1].

Литература:
1. Rem Koolhaas and Bruce Mau. S,M,L,XL. Перевод с англ.: Тыминский В. New-York: Monicelli Press, 1995. Pp. 959-971.
2. Аурели Пьер Витторио. Архитектура и содержание. Кто боится формы-объекта? Перев. с англ.: Асс К. // Project international. 2007. № 15. С. 118-124.

Текст / Владислав Тыминский



Главная / MainКонкурсы / CompetitionsMust SeeИнтервью / InterviewФестиваль / FestivalКонтакты / ContactsПресса о нас / Press about usПартнеры / Partners